"СИБИРСКИЙ ДРАКОН"

авторская школа йоги

Н о в о с и б и р с к

Другие города

Дракон
 
Главная страница
Школа
Расписание
Отзывы
Статьи
 
Поддержка
 
ДОМ ВЕТРА
 
 
Фотоальбомы
Друзья
 
 
Контакты
 

 

 

Проблема личного контакта

в психологическом консультировании и психотерапии

Раздел Статьи
 
 

 

 

 

ПРАКТИКУЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ

И ПРОХОДЯЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

*****

 

Обучающая программа "В центре четырёх сил" (на опыте её работы в дальнейшем была построена система "Путь сердца, практики школы "Сибирский Дракон"), на первых этапах разработки, планировалась, как программа повышения квалификации для практикующих психологов.

 

Поводом для создания программы явилась проблема, актуальная для всех без исключения психологов и психотерапевтов, с которой столкнулся также автор и ведущий тренинга, И. Прокопенко, психолог, практикующий индивидуальное консультирование с 1997 года. Участие в группах супервизии, наблюдение за работой коллег и личная практика – основание для того, чтобы без малейших сомнений утверждать: проблема одинаково актуальна как для молодых психологов в самом начале профессиональной деятельности, так и для практикующих специалистов с большим стажем. Речь идет об уровне личной силы человека, профессионально использующего техники и методологию психологического консультирования и психотерапии. Речь идет о его собственном душевном здоровье, о его личностных особенностях. Речь идет о проблемах, с которыми сталкивается каждый психолог в процессе работы с клиентом, в связи с тем, что работа с клиентом – это процесс взаимодействия, основанный на глубоком личном контакте. Качество такого контакта напрямую определяет две вещи: во-первых, непосредственно качество рабочего процесса (результат для клиента), а во-вторых, степень травматичности этого контакта для самого психолога.

 

Огромное количество людей, пройдя весьма качественное профессиональное обучение, имея внушительный арсенал техник и методов, не говоря о массе теоретических сведений в области психологии, оказываются малоспособны к профессиональной деятельности. Тяжесть личного контакта с живым человеком (клиентом), обремененность психолога собственными страхами, беспокойством, сомнениями, стереотипами поведения и восприятия, чаще всего, именно это – причина слабого уровня профессиональной деятельности, или даже полного ее прекращения. Это – не новость, об этом знают все.

 

Непосредственно в ходе работы, на специалиста обрушивается настоящий шквал накопленных переживаний клиента. Даже если клиент сидит неподвижно и вяло теребит пуговицу, давление бывает огромным; только самый перепуганный и бесчувственный человек в роли психолога способен это игнорировать. Этот шквал вызывает, в качестве резонанса, такое же, если не большее количество переживаний у самого консультанта. Слишком многие знакомы с ситуацией, когда вся сумма профессионального образования оказывается неприменима; собственные эмоциональные реакции оказывают парализующее или просто отвлекающее воздействие, с ними приходится бороться, вспоминать «это просто моя работа», «я специалист", брать себя в руки, собираться с силами и применять методы, какие удастся вспомнить и счесть подходящими. Психолог (психотерапевт) отгораживается от клиента техникой, защищает собственную целостность такими «переходными объектами», как тесты, записи, «правильные» последовательности вопросов, форматы, и т.п.

 

В частности, методы гештальт-терапии, в которой вся ставка делается на душевный контакт, непосредственное взаимодействие, на совместный вход и выход из проблемы, становятся вообще полностью неприменимы – за счет катастрофического неумения ориентироваться в собственных душевных движениях, за счет страха перед близким контактом и прочей душевной несостоятельности. Слишком много специалистов (включая известных в своей среде) не способны напрямую непосредственно знать, в чем дело, в какую игру играет клиент, на каких силах строится патологическая последовательность, составляющая  проблему, только за счет страха перед настоящим контактом, только за счет нежелания знать по-настоящему, что происходит с клиентом.

 

Естественная врожденная человеческая способность к со-чувствию становится непреодолимым препятствием в профессиональном процессе. Да, все об этом знают, но именно психологи зачастую особенно небрежно относятся к собственным душевным движениям: «перенос», «контр-перенос», «сопротивление», «неуверенность», «усталость». Вот весь ассортимент. Есть еще такой миф, как «лень» – чувство, которое вообще не существует в природе, как таковое. Мало кто из молодых (и не только) специалистов дает себе труд разобраться, что стоит за этими терминами в каждом случае.

 

Причина – неспособность чувствовать себя, глубокий непреодолимый страх перед собственными накопленными т.н. «негативными» переживаниями, с одной стороны, и страх, неспособность принять собственную силу – с другой.

 

Каждый практикующий специалист, рано или поздно, обнаруживает следующий феномен: клиент «приносит» в точности именно ту проблему, которая актуальна для самого специалиста именно в настоящий момент его собственной жизни. Сколько нужно невыносимо трудных клиентов (и сеансов), чтобы распознать, что за проблема, и решить ее? Некоторые всю жизнь работают с ассортиментом из двух-трех проблем (например, подавленная сексуальность, страх перед ответственностью, чувство вины). Дают клиенту некое облегчение и наученность некоторым новым моделям поведения; получают для себя – некоторое облегчение и нечувствительность к таким переживаниям. В то время как достаточно одной встречи, чтобы понять, о чем речь и хотя бы на шаг продвинуться в решении собственной аналогичной проблемы. Быть все время на этот один шаг впереди клиента вполне достаточно… Вместо этого мы с увлечением набрасываемся на возможность порешать проблему клиента, охотно игнорируя точно такую же свою.

 

Автор системы "Путь сердца" в своей практике консультирования всегда делает ставку на личный эмоциональный контакт с клиентом, на работу с накопленными состояниями, как с душевными силами, определяющими стереотипы поведения и восприятия.

 

Опыт знакомства с многообразием собственных душевных сил дает возможность в ходе работы очень точно отслеживать одновременно эмоциональные реакции клиента и свои собственные, отличать свои действительно личные реакции от состояний, транслируемых клиентом – мгновенно и во множестве оттенков. Это позволяет всегда очень точно мгновенно знать, что происходит прямо сейчас, чего можно ждать от клиента в той или иной ситуации в будущем.

 

Способность точно отслеживать движения душевных сил (своих и клиента), не отдаваясь их воздействию, позволяет использовать эти силы в рабочем процессе, вместо того, чтобы, в лучшем случае, бороться с ними (в худшем – подавлять, игнорировать вовсе), что характерно, к сожалению, для многих.

 

Опыт безопасного взаимодействия с эмоциональным силовым пространством обуславливает высокую эффективность профессионального процесса и заметный уровень простого человеческого удовлетворения от проделанной работы.

 

Кстати сказать, именно такой опыт, такая способность (способность точно отслеживать движения душевных сил, своих и клиента, не отдаваясь их воздействию) определяет способность к легкому интуитивному выбору определенной техники (метода, формата) в процессе работы.

 

Как мы для себя решаем проблему личного контакта ?

 

Самосовершенствованием.

 

Приобретаем общий навык принципиально иной (отличающейся от стереотипной) телесной и поведенческой реакции на любое возникающее острое состояние.

 

Осваиавем техники самопознания и саморегуляции, позволяющие находить в себе массу оттенков душевных движений, разбираться в их истории и, что самое главное, – относиться к ним и использовать их, как силы, как потенциалы, а не препятствия или неожиданные неприятности.

 

Осваиваем техники выхода из состояния захваченности состоянием.

 

Под стереотипной реакцией на яркое эмоциональное переживание подразумевается характерная для каждого защитная реакция подавления переживания. Защитная реакция выражается в подавлении физиологических реакций (задержка дыхания, мышечное напряжение). За этим следует уникальная для каждого поведенческая реакция, выполняемая автоматически, без малейшей критики в момент непосредственного действия. Это касается непосредственных частных сиюминутных реакций точно так же, как и жизненных стратегий в целом, и обуславливается закономерностями поведения жизненной энергии (личной силы).